Христианская весть принципиально словесна, логосна, смыслообразующа. Уход от словесности в бессловесность, в переживания и чувствования – это отход от Евангелия в сторону нехристианских восточных практик. Растворение в Абсолюте, игнорирование четких определений, размывание границ своей личности – всё это дышит востоком, но это восток йогов и брахманов, а не тот Восток, из Которого пришел Спаситель.
Кто-то из библеистов сказал (не помню, кто именно), что в Евангелии слышится шум палестинской улицы. Иисус и его ученики находятся всё время в пространстве разговоров, полемики и споров. И это признак их жизненности. Немота ассоциируется с духом зла: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него!» (Евангелие от Марка, 9 глава). Немое христианство ущербно. Христианин – свидетель о своем Боге и он должен уметь говорить!
А для этого нужно себя раз-говорить. Процесс говорения должен быть запущен – только в нем (в процессе, в стихии слова) и можно учиться и по мере говорения корректировать себя и оттачивать свое мастерство. Хорошее слово — оно легкое, воздушное и, в то же время, концентрировано и нагружено смыслом.
Ненавязчиво рассказывать друзьям, родственникам, да и просто случайным людям… истории, шутки, анекдоты, зерном которых является христианский смысл. Не скучная мораль, а именно смысл, который моралью не исчерпывается, но выводит человека на новые жизненные рубежи, открывает иные ракурсы восприятия реальности.
Участвовать в дискуссиях, вести дневники, публиковать свои мысли, делать заметки о прочитанных книгах…
Выражение есть признак личностности, ипостасности.
И… не бояться критики!
Дерзайте! Тяните себя за язык и точите свои перья! Быть словесным – очень интересно!
Свежие комментарии