О пользе неудобного места и причем здесь духовная жизнь
«В неопределенном твоем настоящем положении предавайся Промыслу Божию и направляйся к тому, чтобы на всяком месте заботиться о пользе душевной. Сказано: на всяком месте владычество Его (см.: Пс. 102:22), то есть Божие. Хотя иногда и самое место приносит пользу человеку, но не совершенную. Главное зависит от нашего благого произволения. Иногда и неудобное место бывает полезно, потому что человек там остерегается и блюдет себя, а на удобном месте расслабляется и предается беспечности». (Преподобный Амвросий Оптинский)
Алексей Чернов:
Попробую прокомментировать слова преподобного Амвросия.
Старец говорит «о пользу душевной». Я думаю, православный должен ясно понимать (именно понимать, а не чувствовать), в чем эта польза состоит. Необходимо четкое осознание конечной цели жизни христианина, а также понимание методов достижения этой цели. Говоря военным языком, нужна хорошо проработанная стратегия духовного пути. Исходя из стратегических задач прописываются (или хотя бы продумываются в голове) тактические ходы. Отсылаю читателей к творениям святителя Феофана Затворника, который с математической выверенностью говорит о духовной жизни. Из современных (и более сложных) авторов — к работам Сергея Хоружего, в частности к его книге «К феноменологии аскезы». В ней Хоружий, основываясь на тексты святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Вышенского, а также на богатейших корпус текстов византийской святоотеческой мысли (в основном касательно аскезы), проясняет многие аскетические и богословские термины, такие как сердце, дух, покаяние, обожение и др. Книга написана не легко, но для тех, кто сможет разобраться, она явится кладом для понимания особенностей православной духовности и «пользы душевной», о которой говорит преподобный Амвросий.
Без ясного понимания духовная жизнь расплывается в чувственных переживаниях и полупонимаемых метафорах святых. Нужно воспитывать в себе святоотеческий тип мышления, который вырабатывался в Византии в течении тысячелетия и наследниками которого являются русские подвижники и мыслители. Об этом часто говорит в своих лекциях и в частных беседах преподаватель Тамбовской духовной семинарии Сергей Николаевич Федотов.
На фото: Оптина Пустынь вечером. 6 марта 2021 г.
Фото Алексея Чернова.
Свежие комментарии