О двух больных и «несправедливости» Божией
Представим такую ситуацию: есть два сильно больных человека, но пока ходят. Один из них пошел в больницу, ему сказали: «нужно делать операцию». Он делает все, что нужно и ложится в больницу, его будут «резать». И он все равно на это решается, так как хочет быть здоровым. Второй больной идти в больницу отказывается — он не хочет страдать, не хочет терпеть, думает: «авось как-нибудь пройдет, хожу еще пока, как совсем лягу, тогда пусть лечат». Первому больному сделали операцию, было страшно, больно, после последовала непростая реабилитация. Но прошло время, все было вытерплено, и он стал здоров. А второй больной затянул свое лечение, и когда стало совсем плохо, врачи ему сказали, что слишком поздно и шансов очень мало. Шанс, конечно, есть, но, теперь придется, оставшуюся жизнь провести лежа в кровати.
В описанной ситуации есть два ракурса. Первый — когда первый больной терпит страдание под скальпелем врача, а второй больной при этом пока еще чувствует себя неплохо. Второй ракурс — выздоровевший первый больной и второй, слегший окончательно на свой «одр». Говорить, кто из них прав — бессмысленно, нам это понятно. Но, почему-то когда речь идет о здоровье души, все становится не так просто.
Мы также видим двух людей. Один из них, сознавая, что не все правильно он делает в своей жизни, и есть у него греховные «болезни», идет лечиться в храм Божий. Другой — также это где-то в глубине души понимает, но думает: «еще пока ничего, поживу пока в удовольствие, а потом покаюсь». И вот начинает первый над собой работать, пробует молиться, воздерживаться от лишнего, в общем — ложится на духовный «операционный стол». И начинаются в его жизни «искушения», благодать Божья, как скальпель, начинает «вырезать» из него болезни-грехи. Порой закрадываются в его голову мысли: «что ж так больно-то, может это и не надо, это ж Церковь — тут все должно быть по-доброму, без боли, а тут какой-то злой Бог». Возможно, но… Задаем ли мы такой вопрос, когда лежим на операционном столе в больнице? Обычно — нет. А врач, который делает операцию — злой? Тоже нет. Ну, были мысли и были, искушение. Здравый смысл восторжествовал, и наш первый больной пошел на поправку — без грехов все-таки жить легче.
А вот второй больной, как обычно, понадеялся «на авось» и «перед смертью покаюсь». И не успел: ехал на машине, лобовое столкновение, и нет его. Шел по улице, остановилось сердце и больше не встал. Нет, это не Бог его наказал за то, что он не ходит в храм, просто все мы болеем и потом умираем. Вопрос в том, с какой душой умереть. Покаяться-то так и не успел, думал еще рано.
И снова — два ракурса. Первый — «бедный» наш прихожанин, с которым происходят искушения как только он начал исправлять свою духовную жизнь и «свободный» и счастливый «нормальный» человек, который все успеет. И второй ракурс — подлечившийся прихожанин и «вдруг» почему-то «пропавший» второй персонаж. Нет, конечно, придет время и первому дать ответ за свою жизнь перед Богом. Кто из них покинет этот мир первым неизвестно, но вопрос в другом — что ответит второй?
P.S. Ревнивым богословам напоминаю, что это не богословский трактат, а всего лишь маленькая зарисовка…
Иеромонах Паисий (Буй)
Свежие комментарии