Красота Средневековья
12 марта посетил первую лекцию «Красота Средневековья». Лектор Константин Бандуровский начал с того, что развеял мифы об этом времени. Хочу поделиться тем, что запомнил — мне было очень интересно!
О чем я вчера слушал:
1) В Средние века, как часто можно слышать или читать, Церковь занималась гонением на ведьм, сжиганием их на костре и жестко боролась с теми, кто поощрял эти темы (есть много фильмов по этой тематике). Однако сейчас ученые развеивают эти мифы. Источник (примерно 9 века) «Cano Episcopi», говорит о том, что Церковь боролась с верой в ведьм, но не с самими ведьмами (которых они считали несчастными людьми, которые стали жертвой суеверных крестьян). Вера в ведьм была популярна в около церковных крестьянских кругах, которые были суеверны. Они-то и занимались поиском ведьм и сжиганием их на костре, причем часто ведьмой могла оказаться случайная красивая девушка, которая вызывала подозрения у людей из — за своей красоты. Церковь, по мнению исследователей, занималась борьбой с этим суеверием путем насаждения образования, а самих ведьм чаще жалели, как несчастных суеверных жертв крестьян.
2) Так называемая «демократия Нового времени», которая себя полностью противопоставляет Средневековой теократии, как новаторство над чем -то темно-средневековым, появилась как раз «в темном Средневековье». Король — его власть брала начало от Бога — был той инстанцией, который регулировал отношения между разными сословиями (военными, монахами, крестьянами), и если власть несправедливо смещалась в чью — либо сторону, то король регулировал равновесие. Короля выбирали высшие сословия, куда входили и крестьяне, соответственно, когда выбирали какого — либо короля по мнению большинства голосов, вставал вопрос, а почему так много людей единодушно голосуют за одного короля? Ответ был прост: по внушению Бога. Современная демократия выбирает короля (президента) тем-же способом — большинством голосов, поэтому демократия — это не новаторство Нового времени (как плод достижения умных политиков), а старое, искаженное, перенятое из Средневековья понятие об устройстве власти.
3) Представление о том, что Средневековье является чем-то темным ошибочно (идол новаторства, который не отражает реальность). Люди жившие в те времена, так не считали. При этом источники убедительно говорят о развитом, а не темном обществе. Само понятие «Средневековье» не корректно — это больше университетский термин для удобства обозначения временных рамок, которые так — же очень условны по той причине, что изменения, отличающие одну эпоху от другой, в разных городах, областях и странах начинались в разные времена (порой с разницей в 800 лет). Само Средневековье всегда ощущала себя частью Античности (Римской империей) — Византийцы называли себя «ромеями», а Ренессанс возвращается к Античности, которую забыли люди. Поэтому Средневековый человек себя таким не считал, не ощущал себя чем-то средним.
4) Люди Средневековья не мыслил картинами, как современный человек. Их мышление было плоскостным, которое отражало и включало в себя всю действительность окружающей реальности. Поэтому в постройках храма есть бесы (каменные статуэтки) и святые. Скелеты рядом с ангелами и людьми, насилие и разврат рядом со святостью, смерть и жизнь — все эти события отражали мир, в котором все имеет место быть. Современное мышление человека картинное, определенное и в большинстве отражающее только один смысл (либо все хорошо, либо все плохо). Увидеть в наше время синтез всего, как то было в Средневековье, сейчас практически нереально.
Свежие комментарии