Константин Матаков. «Как только свет увидел все раны Казненного…»
У Василия Поленова есть две картины, которые как будто составляют одну строку. Одна начинает — вторая заканчивает. «Больная» и «Воскрешение дочери Иаира».
На первой болеющая девушка лежит на кровати, в тени. Она явно обессилена и грустна. Смотрит на тусклый свет лампы, но не может дотянуться до него. Да и свет этот искусственный. Всего лишь немного освещающий стол и одеяло. Свет, но не исцеление.
На второй картине умершая несколько минут назад и воскрешенная Христом дочь Иаира.
Она так же лежит на кровати. Но здесь Василий Дмитриевич гениально отражает смысл происходящего всё той же игрой света. Родные стоят поодаль, в тени, но все — напряжение, вопль, надежда! Женская сущность особенно хорошо передана в порыве матери девочки. Христос возвышается среди всех. Господь над миром. Но. Но Он не концентрация Света, Он в полутени, а Свет на воскресшей девочке. Почему? Потому что Господь всегда рядом, но верит в человека. Всегда готов помочь и подать руку помощи, но ждёт слов из сердца человека! Оставаясь понятным как Богочеловек и стоя выше всех. Но апофатичным, непознаваемым до конца по сути, как Пресвятая Троица и стоящим в полутени. Божественный мрак.
Можно ли в эти дни, когда мы вспоминаем Распятие и Воскресение Христа, потерять надежду? Надежду на то, что радость Воскресения — это не просто радость 2000-летней давности? А радость сегодняшней ночи? Моя радость. Надежда на исцеление. Можем ли?
***
Пятница, Суббота, Воскресение Христа
Покинув берег Пятницы, что сплошь изрезан и в крови
Войдя с головой в глубокий огонь реки Субботы
Ты выбрался на ту сторону, где Воскресение появилось
Как только свет увидел все раны Казненного…
Свежие комментарии