Богословская встреча: «Жизнь человека в раю и грехопадение»
Вчера мы провели вторую богословскую встречу. Заседали в цокольном этаже в «зимнем саде». Почему там? Да потому что темой нашего обсуждения была жизнь человека в раю (Эдеме, то есть, саду) и последующее грехопадение. Сегодня нас было больше: к нам присоединились гости из Московской академии, студенты спортфака ТГУ, студентки регентского отделения Тамбовской семинарии и прочие хорошие люди.
Обсудили много вопросов: как дьявол «проник» в рай, куда «делся» потом рай, что за херувим с огненным мечем был приставлен к вратам рая, который не пускал туда человека, почему Бог первому человеку запретил есть с древа познания и почему Еве не мог «надоесть» рай. Поговорили о грехе, причинах его, как сегодня это работает. Коснулись антропологических основ: потребности человека, желания, совесть. Вспомнили знаменитую пирамиду потребностей А. Маслоу, порассуждали о «базовых психологических потребностях» и что бывает, если они не удовлетворяются, как это приводит к деструктивным действиям.
Ответы на вопросы:
1. возможно ли, что лишь мы в ответе за наше падение? И тогда, и сейчас, когда совершаем грех?
В ответе человек лишь за свои личные грехи. А вот за родовой (грех наших родителей и вообще предков) и за первородный (грех Адама и Евы) мы не несем ответственность, но генетически наследуем их последствия.
2. Мог ли Еве надоесть рай?
Нет, не мог, потому что «надоедание» — это феномен греховной жизни, опыта которой у Евы тогда еще не было.
3. Зачем Бог вообще акцентировал внимание на яблоке? Зачем его создавал?
В принципе, это могло быть и не яблоко. Груша, например 🙂 Древо познания добра и зла было нужно для того, чтобы, как выражается свт. Григорий Богослов, «первые люди упражнялись в свободе». Заповедь не вкушать с этого древа хранила доверие Богу, пока человек выполнял заповедь, он был в самом теснейшем союзе с Богом и таким образом шел к совершенству.
4. Это был эксперимент: съест — не съест?
Нет. Назвать заповедь от Бога экспериментом нельзя. Бог не экспериментирует с человеком, а ведет к совершенству.
5. Бог отправил из рая Адама и Евы для осознания того, что они совершили, но почему они уже не вернулись обратно в рай, они так и не осознали своего греха?
Адам и Ева осознали свой грех, но этого недостаточно. Для того, чтобы вернуться в рай, нужно покаяние, то есть изменение ума, а это требует изменения всего человека, и воли, и сердца.
6. Так в чём же всё-таки заключалось грехопадение?В одноразовом акте нарушения заповеди или человек в лице Адама и Евы уже шёл к этому, а само преслушание это как итог?
Грехопадение заключается не только в «акте нарушения заповеди», но и в том, что первые люди не захотели признать свою вину. Сказать, что они «шли к этому» нельзя, так как это будет предполагать некую естественную причину, которая привела к грехопадению. Сдвиг в сторону греха начинается с появления змея и разговора с ним Евы.
Иеромонах Паисий (Буй)
Богослов ТамДС
Свежие комментарии