О пользе богословствования (богомыслия)

Резонансная статья иеромонаха Паисия (Буя)

Весьма часто (не всегда!) приходится слышать от простых («небогословов») людей выражение: «Ну, мы не богословы, мы простые верующие. Зачем нам богословие?». Наверное, в какой-то мере это справедливо. Но, как мне кажется, это только для совсем небольшой части людей. Для тех, кто ну совсем не может связать в логическую цепочку нескольких понятий. Согласитесь, таких людей немного на земле. Это либо дети, либо пожилые люди, которым в силу возраста тяжелы подобного рода занятия (это где-то за 80), либо психически нездоровые люди. Все остальные — вполне способные и годные для богословия. Да, может не быть навыка к рассуждениям, поэтому кажется, что «совсем не способен». Но, это не так. Просто тяжело и не хочется. Но — надо.

Вообще христианство предполагает осознанный подход к своей жизни. Если мы возьмем все евангельские наставления и «требования», то должны будем признать, что жизнь по Евангелию требует очень сильного напряжения сил ума, чувств и воли.
Но все начинается с УМА. Спросите у святителя Феофана Затворника — он докажет. В своей «программе воспитания» он пишет, что духовное воспитание состоит из двух частей: «просветить ум и образовать сердце». И начинается все с просвещения ума. Что значит — просветить ум?

«Напечатлеть в нем здравые понятия о всем сущем и бывающем, именно, понятия о том, что есть Бог, какие Его свойства, в какое отношение благоволил Он поставить Себя к миру и к нам; что такое мир сей, откуда он, чем держится и куда ведется; что мы сами, зачем мы здесь, на этой земле, что значит это полусветлое и полумрачное наше состояние, что ожидает нас в будущем и прочее. Совокупность таких познаний и составляет мудрость, которой всегда так деятельно искал и ищет человек. И кто знает все это истинно, тот не несправедливо именуется просвещенным, как видящий все в ясном свете. Надо заметить, что эти понятия суть ответы на беспокоящие наш ум вопросы. Нет человека, которого бы они не тревожили, и нет такого, который не решал бы их тем или другим образом. Но настоящее, самое успокоительное и самое верное их решение содержится в Откровении Иисус-Христове и преподается Святою Церковию. По учению ее, Бог есть Дух всесовершенный, единый по существу и троичный в лицах, Творец мира и Промыслитель всяческих; мир есть творение Божие, единым словом Всемогущего воззванное к бытию и содержимое глаголом силы Его, скрепленное во всем неизменными законами, во всякое мгновение по воле Божией готовыми покориться и покоряющимися; человек есть разумная тварь, полная совершенства вначале, потом падшая и расстроившаяся, ныне восстановляемая Господом Иисусом Христом во Святой Церкви благодатию Святого Духа и, наконец, имеющая явиться в новой славе в будущий век за веру и труд доброделания и прочее» (Свт. Феофан Затворник, Созерцание и размышление//Программа воспитания).

Святой Иоанн Лествичник также пишет: «Причина страсти – чувство, а неправильное употребление чувств – от ума».

Неправильные понятия ума дают неправильные команды сердцу и воле. Праздный ум увлекается понятиями светскими, по другому быть и не может, потому что ум по природе не может быть пустым. Поэтому, если мы не наполняем его духовно полезным, он сам наполнится тем, что вокруг нас. Наш ум питается тем, чем мы его кормим. А если мы не кормим его духовными понятиями, он начинает питаться «подножным кормом» — телевизор, смартфон, рекламы, сплетни и разного рода «скандалы, интриги, расследования», то есть разного рода «концентратами» негатива, злобы, разврата и т.д.

Поэтому, если мы хотим образовать свое сердце христианским образованием, то начать это нужно с просвещения ума христианскими понятиями. И лучше всего это делать с помощью богословия. Да, будет нелегко. Но это исключит из нашего ума всевозможные суеверия и прочее «сказочное богословие».

К сожалению, сегодня очень многие предпочитают читать различные «добрые» книжки: жития святых, чьи-то воспоминания, небольшие сборники цитат и т.д. Понятно, что читать их гораздо легче, приятнее. Но они не дают целокупного христианского мировоззрения. Доказательством тому является весьма частый факт — когда с таким человеком происходит какое-то серьезное испытание, он не может понять что это и почему так. Потому что нет цельного понимания кто есть Бог, зачем они пришел на землю, в чем состоит Его воля. У христианина должно быть цельное мировоззрение, а «добрые» книжки этого сделать не могут.

«Ошибка в плане умозрения ведет к ошибке в плане практической деятельности. Впавшее в заблуждение практическое сознание влияет на чувства и волю и является причиной греха» — говорит профессор МДА архимандрит Платон (Игумнов) — знаток нравственного богословия.

То есть, неправильное устроение ума ведет к неправильным желаниям и поступкам.

P.S. Жду шквал возражений и несогласий! Что ж, имеете право. Только большая просьба — аргументированно и без лишних эмоций…

Свое мнение вы можете выразить здесь или здесь.

Сергей Буй
Богослов ТамДС

Вам может также понравиться...