Интернет никогда не заменит непосредственного участия в богослужении
2 марта в Тамбовской духовной семинарии прошла очередная встреча Богословского кружка на тему: «Проповедь в интернете: особенности, преимущества, опасности». Пользователями в комментариях были заданы вопросы. На них отвечает отец Виталий Щербаков, первый проректор Тамбовской духовной семинарии.
Интернет никогда не заменит непосредственного участия в богослужении.
Вопрос: «Насколько условия интернета опасны для богослужений в режиме онлайн? В США проводится венчание онлайн: что вы думаете по этому поводу? Где та грань, которую переступать нельзя, за которой есть риск потерять благодать Божию?»
Ответ: «Посредством интернета можно посмотреть богослужения, отдельные молитвенные последования, посмотреть на святые места. Но интернет никогда не заменит непосредственного участия в богослужении, совершения личной молитвы и личного прикосновения к святыням. И тем более интернет никогда не сможет заменить собой Таинства, сакральный смысл которых мы знаем и который утратили инославные, оставив им только роль неких второстепенных символов. А второстепенному всегда есть место в интернете».
Появятся ли в Сети священники для общения с верующими?
Вопрос: «Многие верующие в условиях ограничений из-за карантина переместились в интернет, а священнослужители церквей Тамбова не посчитали для себя необходимым обучиться пользовательским навыкам и завести себе аккаунт. Видит ли Тамбовская епархия в этом проблему? Появятся ли в сети священники для общения с верующими? Не кажется ли вам, что уже прошло время, когда об интернете знали только подростки и молодые, и интернет стал неотъемлемой частью жизненной среды человека? Тогда почему так не считают многие священники?»
Ответ: «Во-первых, многие священнослужители Тамбовской митрополии завели себе аккаунты и найти их в интернете не составляет труда. На этих аккаунтах происходит постоянное общение с теми, кто в этом заинтересован. И автор вопросов может быть сам(а) тому свидетель. Во-вторых, мы знаем, что интернет стал неотъемлемой частью жизни современного человека и учитываем это в своей деятельности».
Отношение священников к цифровому пространству.
Вопрос: «Почему существует (в том числе у священников) двойственное отношение к цифровому пространству: с одной стороны понимается научность и сложность технологий — «да я в этом не разбираюсь», с другой стороны примитивизация и упрощение цифрового пространства — «да нам девочка (мальчик) ведут группы, делают сайты, администрируют, пишут новости и пр.?»
Ответ: «Священнику нет необходимости разбираться в технической стороне цифрового пространства (серверах, проводах, средствах передачи информации). Уверен, что немногие и из пользователей Интернета в этом разбираются. Задача священника на современном этапе развития общества, в том числе виртуального, состоит в организации работы в сети. Священник может это делать сам, а может привлекать тех, кто обладает большими познаниями в этой сфере, тех самых «девочек и мальчиков», а также «дядей и тетей». Думаю, автор вопроса не станет отрицать, что то, что нацелено на более или менее объемную аудиторию, в большинстве своем, делается не одним человеком, а хоть небольшим, но коллективом».
Кого гордыня: священника или прихожанина?
Вопрос: «Не кажется ли вам, что гордыня не позволяет признать проблему потери общения с своей паствой многим священникам?»
Ответ: «Смотря что подразумевать под наименованием «паства». Если прихожан храмов, то никакой потери общения не произошло. На протяжении всего периода пандемии мы общались и общаемся с ними, совершаем Таинства в храмах и в домашних условиях. И в последнее время мы отмечаем прирост людей в храмах на богослужениях. Если же под паствой подразумеваются вообще все, кто был крещен в православной церкви, то здесь ситуация двоякая. С одной стороны, пастырям действительно надо вести более активную просветительскую работу.
А с другой, хочется задать вопрос: а вы, дорогие крещенные, где? Ведь все вы в Таинстве крещения, будучи крещаемыми или крестными, обещали Богу обещанием доброй воли исполнять Его заповеди, читать и изучать Священное Писание, участвовать в жизни Его Церкви и в установленных Им Таинствах. И в то время, когда вы отрицались сатаны и соединялись Христу, вас за язык никто не тянул. И если вы этого не делаете, в этом кто виноват – вы или священник? Или гордыня не позволяет признать эту проблему? В деле спасения человека соединяются две воли: Божья и самого человека. И если последний спасаться не желает (а зачем спасаться? — у меня же Бог в душе и я не грешу), то и Бог такого человека не спасает, но не потому, что не может, а потому, что не нарушает данного человеку дара свободной воли».
Свежие комментарии