Читая Евгения Трубецкого «Смысл жизни»

Читаю книгу философа Евгения Трубецкого «Смысл жизни». Хочу поделиться мыслями, которые мне показались важными для понимания некоторых идей книги (чтобы текст не оказался, громадным буду постепенно выкладывать новые мысли по мере прочтения, и пусть это будет мини введением для дальнейшего прояснения идей книги):

1) Попытке ответить на вопрос о смысле жизни должна предшествовать ясная и точная его постановка.

2) Спрашивать о смысле — значит задаваться вопросом о безусловном значении чего — либо, то есть о таком мысленном значении, которое не зависит от чьего — либо субъективного усмотрения.

3) Со — знаю я только с того момента, когда мысль моя, возвышаясь над воспринимаемым, относит его к какому — либо общезначимому мысленному содержанию, утверждаемому как «смысл».

4) С одной стороны, материалом нашего сознания служат разнообразные психологические переживания — ощущения, впечатления, чувствования. С другой стороны, как уже было выяснено, самый акт сознания выражается в отнесении всего психологического материала к чему — то общезначимому и постольку сверх психологическому — к смыслу.

5) Смысл по существу неизменен и неподвижен.

6) Состояния сознания, в отличие от смысла, изменчивы и текучи.
Положим, я сижу на берегу большой реки. Я вижу вдали что‑то похожее на туман; потом впечатление проясняется и я отчетливо воспринимаю какой‑то дымок. Может быть, это — поднявшееся над рекой облако; может быть, это — дым отдаленной фабричной трубы или идущего вдоль берега паровоза. Но вот дымок, казавшийся сначала неподвижным, начинает приближаться, следуя извилинам реки; а вместе с тем мое ухо ясно начинает различать усиливающееся по мере приближения шлепанье по воде. И вдруг мне окончательно становится ясным несомненный смысл всего воспринимаемого, смысл, разом превращающий весь хаос моих восприятий во единую, целостную картину. Это — пароход идет вниз по течению! Все, что раньше мне представлялось или казалось, — облако, дым фабрики или паровоза, — отбрасывается мною, как только мое, мнимое, психологическое. Я нашел нечто сверх психологическое, что больше всех моих ощущений, переживаний, мыслей, общее искомое моих мыслей, которое ими предполагается и которое поэтому называется «с–мыслом». В отличие от всего мнимого, кажущегося, что я отбросил, это мысленное содержание, сознаваемое мною как смысл, утверждается мною как общеобязательное. Раз для меня ясно, что я вижу и слышу пароход, идущий против течения, я требую, чтобы и все признавали то же самое. То же самое мысленное содержание должно выразить «с–мысл» переживаний и восприятий других людей, которые тут же рядом со мною смотрят вдаль в том же направлении и слушают.

Александр Карпов

Ответить автору статьи и продолжить дискуссию можно здесь

Вам может также понравиться...